Жан Пруве. Стол с циркульными ножками

24 июня 2019

У нас в галерее есть письменный стол дизайнера Жана Пруве. Он называется по-французски Bureau Compas, а по-английски Compass Desk, письменный стол с циркульными ножками. Это название встречается в документах ателье Жана Пруве. Цифрового индекса, как у некоторых других моделей Пруве, у него нет.

Строго говоря, это и не модель, а тип конструкции. Очень сложно найти два одинаковых Bureauх Compas. Стол существует в бесчисленных модификациях: с обнажённой деревянной столешницей и под ламинатом, с металлическими и фанерными подвесными тумбами, с разным количеством тумб и ящиков в них. Есть экземпляры с выдвижными ящиками-подносами, которые спроектировала Шарлотта Перьен. Есть вариант стола со столешницей, изогнутой полукругом. Есть — с ножками не треугольного, а круглого сечения. Металлические диски, которыми ножки упираются в пол, бывают разного диаметра. Размеры у столов тоже разные, и их нельзя свести к нескольким стандартным вариантам. Например, столешницы бывают шириной 66, 70, 73, 75, 78, 85 сантиметров. 

Ателье Жана Пруве. 160 х 70 х 74 см
Ателье Жана Пруве. 160 х 70 х 73 см
Ателье Жана Пруве. 124 х 66 х 72,2 см
Ателье Жана Пруве. 125 х 69 х 73 см
Ателье Жана Пруве. 161 х 70 х 72 см
Ателье Жана Пруве. 160 х 71 х 74 см
Ателье Жана Пруве. 160 х 80 х 73 см
Ателье Жана Пруве
Ателье Жана Пруве для галереи Стефа Симона, ок. 1960. 197 х 102 х 74 см
Ателье Жана Пруве. 193 х 88 х 72 см
Ателье Жана Пруве. 196 х 86 х 73 см
Ателье Жана Пруве. 140 х 66 х 72 см

У Жана Пруве было своё производство мебели в Максевиле, пригороде Нанси. Он выпускал её небольшими партиями, каждый раз, как правило, для конкретного интерьера, и мог подгонять её размеры под габариты комнат, для которых она предназначалась. При небольшом масштабе производства такие изменения даются легко. Каждая партия одной и той же его модели может обладать уникальными чертами.

Мебель Жана Пруве — уже давно предмет коллекционирования, и к современным владельцам она попадает, пройдя через несколько рук. Поэтому установить, для какого интерьера был создан тот или иной экземпляр, удаётся редко.

Жан Пруве в своём доме в Максевиле

Ближайший родственник письменного стола с циркульными ножками — стол для кафетериев модели 512. У него, как и у письменного стола, основа конструкции — протянутая под столешницей толстая труба, принимающая на себя её тяжесть через консоли. Только у 512-го стола труба расположена по центру столешницы, и консоли и ножки расходятся от неё симметрично.

Аиелье Жана Пруве. Стол модели 512
Аиелье Жана Пруве. Стол модели 512
Аиелье Жана Пруве. Стол модели 512
Аиелье Жана Пруве. Стол модели 512
Аиелье Жана Пруве. Стол модели 512

Конструкции Пруве хороши тем, что легко масштабируются. Одна и та же деталь может быть и ножкой кресла, и опорой моста. Конструкции мебели Пруве встречаются и в зданиях, которые он проектировал как инженер: навес над входом в здание Общественной безопасности (Sécurité sociale) в Ле Мане (1953 — 1954) повторяет конструкцию стола 512, а каркас исполинских ворот в музее Андре Мальро в Гавре (1961) почти такой же, как у подстолья письменного стола.

Жан Пруве. Навес перед входом в здание Общественной безопасности в Ле Мане, 1953 — 1954
Жан Пруве. Ворота музея современного искусства в Гавре, 1961

В марте 1956 года Жан Пруве переименовал свою мастерскую в Ателье сборных конструкций (Ateliers de construction préfabriquée de Maxéville, или ACPM). В апреле того же года инженер Стеф Симон, который и прежде занимался продажей его мебели, открыл галерею коллекционного дизайна на бульваре Сен-Жермен в Париже и заключил с Жаном Пруве соглашение об эксклюзивном представительстве. Мебель Пруве продолжали делать в Максевиле, но уже по заказу галереи Стефа Симона. И сам Пруве, и его мастерская всё больше специализировались на конструкциях для сборных зданий. Насколько известно, после 1956 года он не комплектовал интерьеры мебелью собственного производства.

Мебель, которую Жан Пруве производил по заказу галереи Стефа Симона, называют мебелью «издания Стефа Симона» или ACPM для Стефа Симона. Такую атрибуцию имеет, в частности, стол с циркульными ножками из коллекции Центра Помпиду, изготовленный в 1958 году.

Стенд Стефа Симона на выставке Salon des Arts ménagers, 1959, с мебелью Жана Пруве, Шарлотты Перьен, Освальдо Борсани и светильниками Сержа Муя

В каталоге Стефа Симона 1956 года опубликованы пять вариантов Bureau Compas. Один из них — с изогнутой столешницей; остальные четыре различаются только её размерами. У самого маленького размеры столешницы 120 на 65 см. Примерно такие же (125 на 60) — у единственной модификации стола с циркульными ножками, которую сейчас выпускает Vitra. Столы старых изданий почти всегда значительно крупнее: компактный вариант встречается редко.

Страница из каталога Стефа Симона, 1956

В предыдущем каталоге Стефа Симона с мебелью Жана Пруве, 1949 года, этого стола нет. На этом основании модель иногда датируют 1956 годом. Однако, известны более ранние рисунки Жана Пруве, где изображены столы такой конструкции. Один из них, в собрании Центра Помпиду, датирован временем около 1948 года, другой, в том же собрании — 1953 годом. Ян ван Гест в книге «Jean Prouvé: Möbel» (Taschen, 1991) пишет, что модель спроектирована в 1948 году (с. 106, 108, 158). Vitra на своём сайте указывает 1953-й. Галереи и аукционные дома, продающие столы Жана Пруве с циркульными ножками, чаще всего ставят дату 1950 или 1953 г. Мне кажется достаточно обоснованной и самая ранняя датировка.

Стол в экспозиции нашей галереи имеет в высоту 72,6 см, длину столешницы 159.45 и ширину 69,3 см. Такие отклонения от точных значений — верный признак штучного производства. Столешницы размером около 160 на 70 см — не редкость для Сompass desks Жана Пруве. Все столы этого типа приписываются Ателье Жана Пруве. Среди них нет ни одного «издания Стефа Симона». В каталоге Стефа Симона такого варианта тоже нет. Всё это указывает на то, что после 1956 года письменные столы Жана Пруве с таким размером столешницы не производились.

Стол Жана Пруве в экспозиции галереи "Палисандр", лето 2019
Стол Жана Пруве на стенде галереи "Палисандр" на ярмарке Da!Moscow, май 2019

Исходя из этого, мы решили, что «паспортные данные» нашего стола такие: спроектирован между 1948 и 1953 годом, произведён в Ателье Жана Пруве (Максевиль) до 1956 года.

Артём Дежурко