Выставка «Italy: The New Domestic Landscape» в Нью-Йорке, 1972

19 апреля

 

Это одна из нескольких великих выставок, которые изменили историю. В то время центром мирового дизайна (и в целом западной цивилизации) считались, при всех оговорках, Соединённые Штаты. А выставка показала, что самое интересное происходит в Италии. Благодаря ей Италия обрела статус главной дизайн-державы мира, который, при всех оговорках, удерживает за собой до сих пор.

Выставка проходила с 26 мая по 11 сентября 1972 года в нью-йоркском музее современного искусства (MoMA), чья роль в истории дизайна сама по себе заслуживает отдельного рассказа: это один из первых художественных музеев, который начал собирать и выставлять предметы промышленного дизайна, он открыл миру Чарльза и Рэй Имзов, был соучредителем международной премии Good Design, способствовал успеху скандинавского дизайна в Америке.

Куратор выставки — Эмилио Амбаш (Emilio Ambasz), известный аргентинский архитектор, в 1969 — 1976 гг. работавший в MoMA куратором дизайна. Подготовка к ней заняла три года.

Выставка была необычно велика. Масштабным было и открытие. Вернисаж посетили Марсель Брёйер, Филип Джонсон, Чарльз Имз и Юймин Бэй, которые затем расхваливали выставку репортёрам. Газеты описывали её как эффектное зрелище, напоминающее декорации научно-фантастического фильма. Похоже, она и правда захватывала: люди, посетив её, возвращались снова и снова. Общее число посетителей мне неизвестно, зато известно, что 266 206 из них пришли на выставку два раза и более.

У неё было два раздела. В первом, под названием «Объекты», показывали 180 предметов, спроектированных итальянскими дизайнерами за несколько лет, предшествующих выставке. Показывали их в высоких деревянных призмах с витринами, которые ровными рядами стояли в музейном дворе, полностью его заполняя. Эти призмы спроектировал сам Эмилио Амбаш вместе с Томасом Чарновским.

Там выставлялись и мебель, включая и сложные сборные системы (Cub 8 Анджело Манджаротти и Abitacolo Бруно Мунари), и небольшие предметы, светильники и вазы. Были там и те предметы, которые ассоциируются у нас с «радикальным» дизайном — «супербоксы» Соттсасса, диван «Сафари» группы Archizoom и даже их проект «Четыре кровати» — маленькие модели мебели. Они рассматривались тогда как прототипы для серийного производства, но производить их так и не начали.

Второй раздел выставки, «Окружения» или «Среды» (Environments) — несколько инсталляций в восточном крыле музея, представляющие собой целостные среды обитания, спроектированные специально для нью-йоркской выставки. Их авторы — Этторе Соттсасс, Джо Коломбо, Гаэ Ауленти, Марко Дзанузо с Рихардом Заппером, Марио Беллини, Альберто Росселли, Уго Ла Пьетра, Гаэтано Пеше.

Джо Коломбо. Total Furnishing Unit
Джо Коломбо. Total Furnishing Unit
Джо Коломбо. Total Furnishing Unit
Джо Коломбо. Total Furnishing Unit
Джо Коломбо. Total Furnishing Unit. Чертёж
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Рихард Заппер и Марко Дзанузо. Mobile Housing Unit
Этторе Соттсасс. Living Container
Этторе Соттсасс. Living Container
Этторе Соттсасс. Living Container
Этторе Соттсасс. Living Container
Этторе Соттсасс. Living Container
Этторе Соттсасс. Living Container
DWZ0055V_01.tif
Этторе Соттсасс. Living Container
Этторе Соттсасс. Living Container. Макет
Альберто Росселли
Гаэ Ауленти
Гаэ Ауленти
Гаэ Ауленти
Марио Беллини. Kar-a-Sutra
Марио Беллини. Kar-a-Sutra
Марио Беллини. Kar-a-Sutra
Уго Ла Пьетра. Макет инсталляции Casa Telematica
Уго Ла Пьетра. Макет инсталляции Casa Telematica

В основном это были многофункциональные модульные системы или сборные дома, которые было легко запустить в серийное производство. Инсталляция Гаэтано Пеше отличалась от них: это был интерьер сложной и многозначительной геометрии, выполненный полностью из полиуретана, ипосетители должны были ходить по нему в специальных массивных (и тоже полиуетановых) бахилах. По замыслу автора, это типичное жилище землянина после 2000 года, подземное (потому что жители Земли на рубеже тысячелетий ушли с её поверхности), найденное и описанное археологом 3000-го года.

Гаэтано Пеше. Habitat for People. 1972. Эскиз инсталляции, MoMA
Гаэтано Пеше. Habitat for People. 1972. Эскиз инсталляции, MoMA
Гаэтано Пеше. Habitat for People. 1972. Эскиз инсталляции, MoMA
Гаэтано Пеше. Habitat for People. 1972
Гаэтано Пеше. Habitat for People. 1972
Гаэтано Пеше. Habitat for People. 1972

В каталоге выставки есть раздел два раздела со статьями: историческими, об истории итальянского дизайна с начала XX века до 1971 года; и критическими, написанных, среди прочих, Джулио Карло Арганом и Алессандро Мендини. На с. 380 — 387 каталога напечатана статья Джермано Челанта (Germano Celant) «Радикальная архитектура», где речь идёт в равной мере об архитектуре и дизайне.

Алессандро Мендини, который не только написал статью в каталог, но и в организации выставки участвовал, купил тогда в Нью-Йорке сувенирную открытку с фотографией гориллы. Чуть позже, в том же 1972 году, он сделал на её основе фотоколлаж для обложки Casabella, где на груди у гориллы написано красным: Radical design. Так итальянский радикальный дизайн обрёл своё название. (Джермано Челант вообще — мастер искусствоведческого нейминга: незадолго до того он дал название движению Arte Povera).

Посетителям нравилась выставка, но лишь как развлечение. Мысль о том, чтобы такие вещи окружали их в поседневной жизни, большинство пугала; слишком радикальными им казались даже объекты в музейном дворе, которые в Италии в это время производились серийно и были в продаже. Выставка напоминала им декорации фильмов «Заводной апельсин» и «Космическая одиссея 2001» (и не случайно: эти фильмы — настоящий музей передового дизайна рубежа 60-х — 70-х, правда, в основном английского и французского, а не итальянского). Она шокировала (но и привлекала) массового зрителя как образ будущего, и будущее представало их взору как интересный, но неуютный мир, мир антиутопии.

Вообще, и выставка, и её каталог с внушительным разделом теоретических статей задумывались как исследование о том, как в меняющемся мире с новыми политическими системами, новыми экономическими отношениями, новыми социальными практиками и производственными технологиями изменятся и облик отдельных предметов, и жилая среда в целом. Это футурологический проект. Так её воспринимали и за границей; например, в журнале «Декоративное искусство СССР», в апрельском номере 1974 года, проекты из её раздела «Environments» ( с упоминанием авторов, но без упоминания выставки) опубликованы на с. 28 под заголовком «Послезавтра».

Любопытно, что из концепции выставки выбиваются проекты тех самых дизайнеров, которые благодаря ей стали называться радикальными: групп Archizoom, Superstudio, 9999, Strum. Куратор пригласил их к участию в разделе «Environments» и ждал от них, вероятно, прототипов мебельных систем вроде тех, что показали Этторе Соттсасс, Гаэ Ауленти и Джо Коломбо. Таких проектов «тотальной меблировки» было много и в разделе «объекты»; Эмилио Амбаш, по-видимому, особенно их ценил и хотел показать как можно больше.

А радикалы, решив, что вещей и так уже спроектировано достаточно и незачем плодить новые, показали проекты будущего, где нет городов, домов и потребительского рынка. Эти проекты, относящиеся скорее к сфере архитектуры, чем дизайна, описанные намеренно сложным языком, проиллюстрированные авангардными фотоколлажами (впрочем, группа 9999, помимо коллажей, показала там тот же обитаемый огород с кроватью среди грядок, готорый она выставляла годом ранее во Флоренции в своём клубе Space Electronic). Массовому зрителю они были мало понятны. Проекты радикалов — наименее эффектная, зато самая умная часть той выставки.

Superstudio
Superstudio
Gruppo 9999
Gruppo 9999

Немного библиографии

Архив выставки на сайте MoMA. Там 307 фото экспозиции, пресс-релиз и полностью отсканированный каталог выставки со всеми статьями.

(Re)working the Past, (Dis)playing the Future. Italy: The New Domestic Landscape at MoMA, 1972. Тезисы доклада о выставке Ингрид Халланд Рашиди (книверситет Осло) на конференции Design Research Society в Брайтоне, 2016

Артём Дежурко