Радикальная дискотека

05 апреля

«Радикальная дискотека: архитектура и ночная жизнь в Италии, 1965 — 1975» — одна из нескольких недавних выставок, посвящённых пятидесятилетнему юбилею итальянского «радикального движения». Она проходила с 8 декабря 2015 по 10 января 2016 года в Лондоне, в Институте современных искусств (ICA). Кураторы — Катарина Росси из Кингстонского универститета и Сумитра Апхэм из ICA.

Большинство публикаций о выставке дословно воспроизводит пресс-релиз. Однако, среди них есть две большие статьи, написанные по материалам интервью с её кураторами и даже некоторыми её героями: в «Гардиане» и British Journal of Photography.

Благодаря выставке мы узнали о сфере деятельности итальянских радикальных дизайнеров, до сих пор малоизвестной: они часто делали интерьеры ночных клубов. С середины 1960-х в Италии клубная культура переживала расцвет. Особенно известен клубе Piper в Риме, существующий до сих пор (открылся в 1965 году). Там проходили не только концерты поп-идолов 70-х (в частности, Патти Право), но и выставки Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, самых авангардных итальянских художников. Образцом для него, да и для других итальянских клубов были американские клубы и дискотеки, в частности, те, что Уорхол устраивал в Нью-Йорке.

Джанкарло и Пинини Каполеи, Манлио Кавалли. Клуб Piper в Риме, 1965
Концерт Патти Право в клубе Piper
Патти Право в клубе Piper
Мита Медичи в клубе Piper
Джорджо Габер и Омбретта Колли в клубе Piper

Римский клуб Piper был так знаменит, что и другие клубы, похожие на него, итальянцы часто называли «piper’ами». Его авторы не принадлежат к радикальному движению. Зато другие клубы часто делали радикалы: группа Strum — Piper в Турине (1966) и L’Altro Mondo в Римини (1967), Studio65 — Flash Back в Борго Сан Далмаццо (1972), Superstudio — Mach 2 во Флоренции (1967), группа 9999 — Space Electronic во Флоренции (1969), группа UFO — клуб Bamba Issa в Форте деи Марми (1969), Уго Ла Пьетра — Bang Bang в Милане (1968).

Studio65. Клуб Flash Back в Борго Сан Далмаццо. 1972
Группа Strum. Клуб Piper в Турине. 1966
Группа Strum. Клуб Piper в Турине. 1966
Pietro Derossi, Группа Strum. Клуб Piper в Турине. 1966
Группа Strum. Клуб L’Altro Mondo в Римини. 1967
Группа Strum. Клуб L’Altro Mondo в Римини. 1967
Группа Strum. Клуб L’Altro Mondo в Римини. 1967
Уго Ла Пьетра. Бутик Altre Cose и клуб Bang Bang в Милане. 1968
Уго Ла Пьетра. Бутик Altre Cose и клуб Bang Bang в Милане. 1968
Уго Ла Пьетра. Бутик Altre Cose и клуб Bang Bang в Милане. 1968
Уго Ла Пьетра. Бутик Altre Cose и клуб Bang Bang в Милане. 1968
Уго Ла Пьетра. Бутик Altre Cose и клуб Bang Bang в Милане. 1968

Иногда сотрудничество между клубом и радикальной группировкой не ограничивалось оформлением интерьера. Bamba Issa, клуб в приморском отеле, принадлежавшем отцу Тутти Маскьетто (одного из участников группы UFO), долго был площадкой, где UFO устраивали перформансы. Концертов там не было, музыка звучала с проигрывателей — зато пластинки архитекторы покупали в Лондоне.

Группв UFO. Клуб Bamba Issa в Форте деи Марми. 1969
Группв UFO. Клуб Bamba Issa в Форте деи Марми. 1969
Группв UFO. Клуб Bamba Issa в Форте деи Марми. 1969
Перформанс группы UFO "Верблюды-амфибии возвращаются в Африку". Bamba Issa, 1969. Фото Карло Баки
Группа UFO. Любовники на качелях. Bamba Issa, 1970. Фото Карло Баки

Клуб Space Electronic, важнейший центр передовой культуры во Флоренции, не только был оформлен архитекторами группы 9999, но и принадлежал им. Его открыли Карло Кальдини и Фабрицио Фьюми, участника группы. На их проект повлиял курс Леонардо Савиоли «Архитектура развлечений и зрелищ», который они слушали в университете в 1966-67 учебном году, где рассказывалось, помимо прочего, о лондонских Fun Palaces Седрика Прайса. Кроме того, Фабрицио Фьюми, Карло Кальдини и Марио Прети ходили в известный клуб Electric Circus в Нью-Йорке.

Группа 9999. Клуб Space Electronic во Флоренции. 1969
Клуб Space Electronic во время Всемирного фестиваля 1971 г.
Концерт в Space Electronic.
Группа 9999. Афиша клуба Space Electronic

В Space Electronic, кроме концертов, группа 9999 устраивала инсталляции и перформансы. О некоторых рассказывает Элеттра Фьюми, дочь его основателя. В 1969 году там выступал со спектаклем «Потерянный рай» авангардный нью-йоркский театр Living Theater. В 1970 году в клубе устроивала перформансы S-Space: Scuola Separata per l’Architettura Concettuale Espansa (Отдельная школа концептуальной расширенной архитектуры), совместная затея Gruppo 9999 и Superstudio. В 1971 г., во время Международного фестиваля во Флоренции, эти две группировки затопили клуб водой, а на верхнем ярусе устроили «обитаемый» огород с кроватью. Годом позже тот же огород они разбили на выставке «Italy: Te New Domestic Landscape» в Нью-Йорке.

Выступление The Living Theater в клубе Space Electronic, 1969
Выступление The Living Theater в клубе Space Electronic, 1969
Выступление The Living Theater в клубе Space Electronic, 1969
Выступление The Living Theater в клубе Space Electronic, 1969
Выступление The Living Theater в клубе Space Electronic, 1969
Перформанс S-Space в клубе Space Electronic, 1970
Инсталляция S-Space в клубе Space Electronic во время Всемирного фестиваля, 1971
Инсталляция S-Space в клубе Space Electronic во время Всемирного фестиваля, 1971
Инсталляция S-Space в клубе Space Electronic во время Всемирного фестиваля, 1971
Инсталляция S-Space в клубе Space Electronic во время Всемирного фестиваля, 1971. На фото Карло Кальдини

В итальянских ночных клубах сближаются две культуры — высоколобая академическая и площадная, массовая. Это продолжалось недолго: хотя самые знаменитые клубы, римский Piper и флорентийский Space Electronic, существуют до сих пор, выставки и перформансы там больше не проходят.

Артём Дежурко