Нимфеи Оливье Дебре

01 мая

Оливье Дебре известен как мастер крупной формы: он расписывал театральные занавесы, плафоны, да и многие его станковые картины громадны. Шесть самых больших недавно были выставлены в городе Туре, в центре современного искусства, который носит имя самого Оливье Дебре.

Центр современного творчества Оливье Дебре (Centre de création contemporaine Olivier Debré, или CCCOD) существует во французском городе Туре давно, с 1984 года. Правда, имя Оливье Дебре он носит только с 2015-го. В окрестностях города живёт семья знаменитого художника, и его считают там земляком. Получив с согласия наследников Дебре право называться его именем, турский Центр современного творчества дополнил свой устав, поставив перед собой новую задачу: пропаганду и популяризацию наследия этого художника.

Одновременно с переименованием центр стал планировать переезд. Провели архитектурный конкурс на новое здание в центре города, на площади Франциска I. Его выиграло португальское бюро братьев Айреш Матеуш (Aires Mateus). В 2017 строительство завершилось, и Центр переехал в новое здание — аккуратное, неброское, спроектированное со всем уважением к историческому контексту. С площади его и не разглядишь: здание спряталось за сохранённый фрагмент исторической постройки — Школы изящных искусств.

Наследники Оливье Дебре передали в дар Центру шесть его картин, самых крупных из всех, что он создал за всю свою жизнь (это самые крупные его картины, но не самые большие произведения: театральные занавесы, конечно, больше). Все шесть полотен датируются 1990 — 1991 годами. Их названия — «Разлитый красный Турени» (Rouge coulé de Touraine), «Начерченный охристо-розовый осени» (Ocre-rose rayé d’automne), «Серо-синий с синими пятнами Луары» (Gris bleu, taches bleues de Loire) и «Разлитый ярко-синий утра с жёлтым следом» (Coulé bleu clair du matin, trace jaune) (два других полотна не имеют названий) раскрывают метод художника. Его поздняя живопись — это впечатления от природы, переданные через цвет и способ нанесения краски на полотно.

Президент Франции Франсуа Олланд и королева Норвегии Соня на открытии Центра Оливье Дебре в новом здании 10 марта 2017 года

Эти шесть картин с 5 мая 2018 до 6 января 2019 года выставлялись в одном из залов нового здания, Белой галерее. Выставка, с намёком на знаменитую экспозицию Клода Моне в Оранжери, назвали «Нимфеи Оливье Дебре». И намёк удачен: оба художника решали схожую задачу — фиксировали зрительное впечатление от ландшафта, и у обоих картины громадны.

Olivier Debré exposition les Nymphéas d'Olivier Debré 2018
Olivier Debré exposition les Nymphéas d'Olivier Debré 2018
Olivier Debré exposition les Nymphéas d'Olivier Debré 2018

Картины принадлежат Центру Оливье Дебре, но сейчас не выставлены: это не музей, и постоянной экспозиции там нет. А жаль, потому что впечатление, судя по фотографиям, они производили грандиозное. Не каждому художнику по силам крупная поверхность, а Дебре — превосходный монументалист.

Артём Дежурко