Дизайнеры IBM

17 октября 2018

Модернизм — стиль больших корпораций, в первую очередь американских. Для них строили небоскрёбы-призмы Мис ван дер Роэ с армией своих последователей, их интерьеры украшали художники-абстракционисты, а великие графические дизайнеры верстали им буклеты. Эта работа большинство из них и прославила. Американские корпорации — главные заказчики модернистского дизайна в середине XX века. И ещё университеты.

Но, если университетские кампусы сохраняют здания, построенные великими архитекторами прошлого, иногда даже с первоначальной обстановкой, то корпоративные ансамбли приходится воссоздавать в воображении. Их логотипы перерисованы, стили модернизированы, небоскрёбы-призмы переоборудованы или вообще снесены. Тем увлекательней восстанавливать утраченное единство.

Стиль IBM середины XX века — первая из американских программ всеобъемлющего корпоративного дизайна. Разрабатывал её архитектор Элиот Нойес, первый американский ученик Вальтера Гропиуса. Выпустившись из Гарвардской архитектурной школы в 1938 году, Нойес сначала работал в нью-йоркском архитектурном бюро Гропиуса и Брёйера, затем, в первой половине 1940-х годов, руководил департаментом промышленного дизайна в MOMA (дизайнеры-звёзды Чарлз и Рэй Имзы обязаны своей известностью в первую очередь выставкам, которые Нойес устраивал, когда работал в этом музее), а в 1956 году ему была заказана программа корпоративного дизайна IBM.

По рекомендации Нойеса компания IBM нанимала архитекторов для строительства своих офисов, лабораторий и выставочных павильонов, благодаря Нойесу стала сотрудничать со своим бессменным графическим дизайнером Полом Рэндом. Нойес и сам много делал для IBM: спроектировал несколько административных зданий, два выставочных павильона, несколько предметов, которые выпускала компания, из которых известней всего пишущая машинка Selectric (1961) с новым механизмом набора. Он отвечал за внешний вид первых компьютеров IBM.

Среди архитекторов, которых работали с IBM благодаря Нойесу — Мис ван дер Роэ, Брёйер, Минору Ямасаки, автор зданий-мучеников Прютт-Игоу и башен Всемирного торгового центра. Во дворе офисного здания в Армонке (1964, архитекторы SOM, не сохранилось) знаменитый художник Исаму Ногучи разбил один из своих садов-скульптур.

Особенно хороши два больших комплекса исследовательских центров, один в Рочестере и другой в Йорктаун-Хайтс, которые построил Эро Сааринен. Эти здания — исполинские стеклянные аквариумы, блеск и слава американских строительных технологий. Казалось бы, в них и нет ничего, кроме технологии, если бы не яркие и в нужных местах пластичные поверхности.

exc-5bc63ae5b208fc897afe2f40
exc-5bc63af3ec212d225b52f0c3
exc-5bc63afc71c10b48c47b8a52
exc-5bc63b07c830256d9fcd6c03
exc-5bc63b2ce2c483051bb3d80a
exc-5bc63b54e2c483051bb3db71
exc-5bc63b621905f47be6ed645e
exc-5bc63b63ec212d225b52f93c
exc-5bc63b64eef1a1415bd7c5a5

Исследовательский центр в Рочестере в 50-е годы снимал Балтазар Кораб, постоянный фотограф архитектурного бюро Сааринена. Его интерьеры были наполнены мебелью Knoll, фирмы, с которой Сааринен сотрудничал как дизайнер (Флоренс Кнолль, президент фирмы — его подруга с детства). Там есть, кроме того, некоторое количество мебели, которую проектировал ещё один друг Сааринена — Чарлз Имз.

exc-5bc7327aa4222f9ca0752c16
exc-5bc63bb724a694f7e5c6edd8
exc-5bc63bb9c830256d9fcd7c04
exc-5bc63baeec212d225b52ff28
exc-5bc63bb4b208fc897afe4014
exc-5bc63bbc1905f47be6ed6d74
exc-5bc63bc7f4e1fcb9bfcc64df
exc-5bc63bb524a694f7e5c6edc4
exc-5bc63bc824a694f7e5c6ef28
exc-5bc63bc5e4966b539833a324
exc-5bc63bc0eef1a1415bd7cef3
exc-5bc63bae652dea4617a655dd
exc-5bc63bc28165f5b33c01dd6d
exc-5bc63baf71c10b48c47b9b73
exc-5bc63bb171c10b48c47b9bb4
exc-5bc63bc4e2c483051bb3e3da

Вместе с Имзом Сааринен начал работать над выставочным павильоном IBM для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964 года, но не успел закончить работу: он умер в 1961 году. Заканчивал проект и строил павильон Имз. Из нескольких зданий, которые построил этот дизайнер (но по образованию архитектор), это последнее и самое крупное. И самое эффектное: одни опоры-деревья чего стоят.

exc-5bc63cd48165f5b33c01f390
exc-5bc63d17e4966b539833bcee
exc-5bc63cf7652dea4617a66f23
exc-5bc63d03f9619afad762f67c
exc-5bc63cdb71c10b48c47bb3ba
exc-5bc63dfe4785d35e11cb4f98
exc-5bc63cd74785d35e11cb3c06

Чарлз и Рэй Имзы делали также экспозицию павильона с ярко раскрашенными киосками, смонтировали фильм Think с параллельными видеорядами на нескольких экранах, который показывали в верхнем ярусе павильона, так называемом «яйце». Кроме того, для павильона IBM Имзы повторили свою выставку Mathematica, впервые подготовленную для музея Генри Форда в Дирборне в 1961 году.

exc-5bc63d9a7817f767bc5027eb
exc-5bc63db44192020df3a2776e
exc-5bc63db7e5e5f0489b62c590
exc-5bc63dc41905f47be6ed928a

В 1960-е Имзы проектировали свои первые выставки, а в 70-е выставочный дизайн становится основным, почти единственным видом деятельности их бюро. И все их заказывает одна организация — выставочный центр IBM в Нью-Йорке. Для него Имзы сделали восемь научно-популярных выставок: A computer Perspective и «Фибоначчи» в 1971 году (выставка A computer Perspective продолжалась до 1975 года), «Уоллес Эккерт» и «Коперник» в 1972-м, «На плечах гигантов» и «Исаак Ньютон» в 1973-м, «Философские сады» в 1974-м и «Мир Франклина и Джефферсона» в 1975-77.

Пол Рэнд — важнейший графический дизайнер американского модернизма, а корпоративный стиль IBM — его самая долгая, самая масштабная и самая известная работа. Он начал работать с компанией в 1956 году и тогда же отредактировал её логотип, в 1960 году переделал его ещё раз, а в 1972 году рассёк горизонтальными полосками. Рэнд делал всю графическую продукцию, которая была нужна компании: бланки, выставочные буклеты (в том числе для павильона Всемирной выставки 1964 года), упаковку для её многочисленных товаров и множество весёлых плакатов.

exc-5bc6b288f4e1fc89e000c6f2
exc-5bc6b28871c10b100f2e3997
exc-5bc6b28bec212dd54a80abd8
exc-5bc6b28d4785d32e9b2e4fbf
exc-5bc6b28e9140b76ecb0e2aa6
exc-5bc6b294eef1a12e14c4823e
exc-5bc6b297f9619ab93825b051
exc-5bc6b29a24a694b020e2cf17
exc-5bc6b29eeef1a12e14c4828a
exc-5bc6b29d104c7bf5cc8bffef
exc-5bc6b29a8165f55f00b68f0f
exc-5bc6b2a0f9619ab93825b0b6
exc-5bc6b2a3e2c483c657dbc13a
exc-5bc6b2a5c830252b7779e3f3

Артём Дежурко