2014 — важный год в жизни Мартины Бедан

20 августа 2019

Мартина Бедан — «художник одной картины». Её лампа Super, выставленная в 1981 году на первой выставке группы «Мемфис», — один из самых известных предметов постмодернистского дизайна 80-х. Эту лампу знают все. Что ещё Мартина Бедан спроектировала, не знает почти никто.

Мартина Бедан. Эскиз. 1981. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Мартина Бедан. Эскиз. 1981. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Её наследие действительно невелико. Мартина Бедан много рисовала, но из множества её эскизов лишь некоторые были реализованы. Поэтому так важна в её биографии выставка, которая прошла в 2014 году в Швейцарии, в фонде Speerstra в Апле.

Фонд Speerstra учредил в 2012 году Виллем Сперстра, известный галерист и коллекционер современного искусства, специализирующийся на граффити. Это частный музей, где постоянно хранится часть коллекции Сперстры и регулярно проходят выставки. Одна из первых (и, судя по количеству отзывов в прессе, самая популярная за недолгую историю музея) — выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» 8 марта — 8 июня 2014 года. 

Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года
Выставка Мартины Бедан и Май-Ту Перре «Week-End à Rome» в фонде Speerstra в Апле, Швейцария. 8 марта — 8 июня 2014 года

Май-Ту Перре сделала для выставки серию плоских объектов из неоновых трубок. Все объёмные предметы в экспозиции — это работы Мартины Бедан. Многие из них она спроектировала ещё в начале 80-х, но впервые они были выполнены в материале только к этой выставке. К ней же, очевидно, приурочено факсимильное издание записных книжек Бедан с эскизами, которые она делала с 1979 по 2013 год (JNF Flammarion, 2014). 

Вероятно, именно благодаря выставке «Week-End à Rome» сингапурский дизайнер и издатель Тесеус Чан решил посвятить 21-й выпуск своего журнала WERK Мартине Бедан. Во всяком случае, там опубликованы экспонаты и виды швейцарской выставки. Этот выпуск журнала, со сложной, стилизованной под «Мемфис», вырубкой обреза, сам по себе считается выдающимся предметом дизайна. Один из его экземпляров хранится в музее Купер-Хьюитт в Нью-Йорке.

21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014
21-й выпуск журнала Werk, 2014

После выставки в фонде Speerstra те же предметы Мартины Бедан вновь показывали в Бордо, её родном городе. Выставка называлась «L’objet déluré» (пробуждённый объект) и проходила в Музее декоративного искусства и дизайна с 30 октября 2014 до 15 февраля 2015 года. Музей расположен в отеле Лаланд, прекрасном особняке конца XVIII века, сохранившем старые интерьеры. Прямо в этих интерьерах, на узорчатых коврах и мраморных столешницах, экспонировались постмодернистские объекты Бедан.

Отель Лаланд в Бордо, где находится Музей декоративного искусства и дизайна
Выставка Мартины Бедан «L’objet déluré» в Музее декоративного искусства и дизайна в Бордо, 30 октября 2014 — 15 февраля 2015
Выставка Мартины Бедан «L’objet déluré» в Музее декоративного искусства и дизайна в Бордо, 30 октября 2014 — 15 февраля 2015
Выставка Мартины Бедан «L’objet déluré» в Музее декоративного искусства и дизайна в Бордо, 30 октября 2014 — 15 февраля 2015
Выставка Мартины Бедан «L’objet déluré» в Музее декоративного искусства и дизайна в Бордо, 30 октября 2014 — 15 февраля 2015
Выставка Мартины Бедан «L’objet déluré» в Музее декоративного искусства и дизайна в Бордо, 30 октября 2014 — 15 февраля 2015
Выставка Мартины Бедан «L’objet déluré» в Музее декоративного искусства и дизайна в Бордо, 30 октября 2014 — 15 февраля 2015

Эти предметы имеют большую коллекционную ценность. С одной стороны, они принадлежат истории (ведь спроектированы они были в начале 80-х годов, когда Бедан состояла в легендарной группе «Мемфис»), с другой стороны — никогда не были в серийном производстве. Их изготовили небольшим тиражом к выставкам 2014 года и больше выпускать не будут.

Lampe de Poche в экспозиции галереи "Палисандр", лето 2019
Lampe de Poche в экспозиции галереи "Палисандр", лето 2019
Lampe de Poche в экспозиции галереи "Палисандр", лето 2019

К числу этих предметов относится светильник Lampe de poche (карманный фонарик). Его название, как полагается у постмодернистов, абсурдное: меньше всего он похож на карманный фонарик. Это настольная лампа или даже, точнее, светящаяся скульптура, выполненная в 2014 году по рисунку 1982 года. Тираж лампы — шесть экземпляров. Один из них сейчас принадлежит галерее «Палисандр».

Артём Дежурко